Теократия. Проект вселенской теократии и идея богочеловечества Тоталитарная теократия

В мире господствуют враждебные отношения между людьми и культурами. Для исправления этого необходимо объединить положительные элементы духовных культур и религий Востока и Запада. А для этого сначала – воссоединить христианские церкви : православие, католицизм, протестантство.

Восточная (православная) церковь – обладает богатством мистического созерцания.

Западная церковь (католичество) – имеет наднациональную духовную власть, независимую от государства (Папа Римский).

Создать новое всемирное государство - «вселенскую теократию» - путем союза государства и церкви, при нравственной власти последней . В результате будут преодолены вражда и эгоизм, создано «царство Божие» на Земле в виде всемирного государства под властью русского императора и Папы римского (католической церкви).

Роль России в создании государства «Вселенской теократии»:

Она примирит крайности Востока и Запада, т.к. русский народ свободен от всякой ограниченности и односторонности, выше узких национальных интересов.

Реформы Петра I доказали способность русского народа к сочетанию восточной и западной культур.

Кроме того, русский народ обладает терпимостью и способностью к самоотречению , столь необходимому для вселенской церкви.

49.Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

Выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист. Сначала - легальным марксист, затем - религиозный мыслитель, активный критик марксизма. В 1922 году выслан из России за границу: Берлин, Франция (с 1924). В философии - последователь В.С. Соловьева. Бердяев - философ свободы.

Свобода и творчество (отличие философии от науки) Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество , а не приспособление. В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней.

Учение о свободе – главное в его творчестве. Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой), т.к. она оказывается подчиненной необходимости.

Свобода – есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека. Свобода иррациональна , т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает в том Ничто, из которого Бог сотворил мир.

Антропоцентризм (учение о личности)

Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека).

Тема свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных у Бердяева.Личность есть центр бытия , высшая духовная ценность. Онапервичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало.

Она должна противостоять окружающему бытию как воплощению необходимости , причинности, пассивности.

Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет поглотить, поработить личность. Выход – первенство (примат) личности над безличностным (коллективом, родом, классом, обществом).

1) Теократия - – такое государственное устройство, при котором высшая власть приписывает себе статус наместника Бога в государстве. Граждане явно выраженного теократического государства обязаны признавать главу государства либо «живым богом» определенного пантеона, либо «наместником Бога на земле», либо «первосвященником». Термин « теократия » ввел Иосиф Флавий в сочинении «Против Аппиона», для обозначения государственного строя иудеев. Но не одно древнее иудейское государство было явной теократией, ею были и Древний Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Римская Империя, где император признавался божеством и т.д. В неявно выраженном теократическом государстве высшая власть только «намекает» гражданам, что ее статус близок к статусу наместника Бога в государстве. Этот «намек» делается особым отношением церкви и священноначалия к высшей государственной власти. Теократия родственна клерикализму и цезарепапизму. Цезарепапизм и клерикализм прекрасно сочетаются. Люди, поверившие в идею теократии, придают государству главнейшее религиозное значение.

2) Теократия - (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер -министром) считается кардинал -статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой. При папе действует совещательный орган - церковный синод, созываемый периодически, который состоит из высших религиозных деятелей католических церквей, монашеских орденов и других лиц. При Ватикане есть дипломатический корпус, в который входят представители 125 стран мира. Ватикан представлен в ООН. Теократические ценности Ватикана играют большую роль в странах с католической религией, в которых усиливается религиозная регламентация всех сторон личной и общественной жизни. Поэтому нельзя сказать, что теократия является анахронизмом, ушедшей с арены истории формой государственного правления, идеологии. Отдельные современные события, например "исламская" революция в Иране, показали наличие теократических тенденций и сегодня.

3) Теократия - - власть духовенства либо управление обществом светскими лидерами, зависимыми от религиозных лидеров.

4) Теократия - (от греч. theos - бог и...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

5) Теократия - - форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству или главе церкви.

6) Теократия - (rp. theos бог -1- kratos власть) - форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной Т. являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан.

7) Теократия - Форма государственного правления, при к-рой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Теократический строй характерен для многих рабовладельческих и феодальных государств. Теократическим государством до настоящего времени является Ватикан.

Теократия

– такое государственное устройство, при котором высшая власть приписывает себе статус наместника Бога в государстве. Граждане явно выраженного теократического государства обязаны признавать главу государства либо «живым богом» определенного пантеона, либо «наместником Бога на земле», либо «первосвященником». Термин « теократия » ввел Иосиф Флавий в сочинении «Против Аппиона», для обозначения государственного строя иудеев. Но не одно древнее иудейское государство было явной теократией, ею были и Древний Египет, где фараон производил себя от божества и осуществлял на земле веления богов, и Римская Империя, где император признавался божеством и т.д. В неявно выраженном теократическом государстве высшая власть только «намекает» гражданам, что ее статус близок к статусу наместника Бога в государстве. Этот «намек» делается особым отношением церкви и священноначалия к высшей государственной власти. Теократия родственна клерикализму и цезарепапизму. Цезарепапизм и клерикализм прекрасно сочетаются. Люди, поверившие в идею теократии, придают государству главнейшее религиозное значение.

(от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер -министром) считается кардинал -статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой. При папе действует совещательный орган - церковный синод, созываемый периодически, который состоит из высших религиозных деятелей католических церквей, монашеских орденов и других лиц. При Ватикане есть дипломатический корпус, в который входят представители 125 стран мира. Ватикан представлен в ООН. Теократические ценности Ватикана играют большую роль в странах с католической религией, в которых усиливается религиозная регламентация всех сторон личной и общественной жизни. Поэтому нельзя сказать, что теократия является анахронизмом, ушедшей с арены истории формой государственного правления, идеологии. Отдельные современные события, например "исламская" революция в Иране, показали наличие теократических тенденций и сегодня.

Власть духовенства либо управление обществом светскими лидерами, зависимыми от религиозных лидеров.

(от греч. theos - бог и...кратия), форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

Форма государственного правления, при которой власть принадлежит духовенству или главе церкви.

(rp. theos бог -1- kratos власть) - форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется духовенством или главой церкви (жреческая власть в Древнем Египте, власть высших лам в средневековом Тибете, арабские халифаты). Примерами современной Т. являются Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, Ватикан.

(от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    теократическое государство - Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

    - (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

    теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

    Форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

    - … Википедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

    Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

    Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Книги

  • Мистика "СС" , Андрей Васильченко. Привлекая ранее неизвестные отечественному читателю документы, кинохроники и фотоматериалы, автор книги Андрей Васильченко скрупулезно восстанавливает мистическую доктрину СС - "охранных…
  • Республика Святой Софии , Ольга Кузьмина. Господин Великий Новгород - всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название - Республика Святой Софии. Итак, что представлял он собою: демократическую…

Соловьев - идеалист. Он, как и Платон, считает, что главное - хорошая идея. А хорошая идея не может не пробить себе дорогу в жизни. Платон чуть было не стал жертвой своего идеализма, когда его едва не продали в рабство. Соловьева не продавали в рабство, но к концу жизни он сам понял, что идея, если она расходится с материальным интересом, посрамляет себя. Его идея вселенской теократии оказалась такой же утопией, как и коммунизм Платона.
Соловьев хочет быть прогрессистом и гуманистом, но путь революционного насилия он отрицает. Отрицает он, так сказать, и материальный интерес, и либеральную идею гармонии «интересов». Но тот, кто не делает ставку на революционные преобразования снизу, тот апеллирует к «верхам» и отрицает идею народовластия вообще. Так именно и произошло с Соловьевым, который, будучи в духе времени прогрессистом и гуманистом, запутался в своих исканиях и в конце жизни надеялся только на Бога. А начинал он в надежде на добрую волю людей и властей.
«Сознательное убеждение в том, - писал Соловьев, - что настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано... Сознавая необходимость преобразования, я тем самым обязываюсь посвятить всю свою жизнь и все свои силы на то, чтобы это преобразование действительно было совершено. Но самый важный вопрос: где средства?.. Я знаю, что всякое преобразование должно делаться изнутри, из ума и сердца человеческого. Люди управляются своими убеждениями, следовательно, нужно действовать на убеждения, убедить людей в истине. Сама истина, т. е. христианство... - истина сама по себе ясна в моем сознании, но вопрос в том, как ввести ее во всеобщее сознание, для которого она в настоящее время есть какой-то monstrum, нечто совершенно чуждое и непонятное...» . Почему же истина христианства до сих пор оказалась непонятной и чуждой людям?
130 Соловьев B.C. Собр. соч. Письма и приложения. Т.З. Брюссель, 1970. С. 88-89.
Если попытаться ответить на этот вопрос, как, в общем-то, отвечает на него сам Соловьев, то вывод таков: христианство разошлось с идеей социального прогресса. И это касается, прежде всего, православного христианства. Католичество в какой-то степени сумело «оседлать» идею социального прогресса. Католическая церковь признала права человека и гражданина. Отсюда определенные симпатии Соловьева к католичеству точно так же, как это было в свое время у Чаадаева.
Соловьев различает христианство по сути, и христианство историческое, т. е. форму его проявления. И как раз форма христианства, согласно Соловьеву, является неистинной, не соответствующей своему содержанию. Естественно, задача состоит в том, чтобы все это в соответствие привести. «Спрашивается прежде всего, - ставит вопрос Соловьев, - от чего происходит это отчуждение современного ума от христианства? Обвинять во всем человеческое заблуждение или невежество - было бы очень легко, но и столь же легкомысленно... Дело в том, что христианство, хотя безусловно истинное само по себе, имело до сих пор вследствие исторических условий лишь весьма одностороннее и недостаточное выражение.
За исключением только избранных умов, для большинства христианство было лишь делом простой полусознательной веры и неопределенного чувства, но ничего не говорило разуму, не входило в разум. Вследствие этого оно было заключено в несоответствующую ему неразумную форму и загромождено всяким бессмысленным хламом... Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в новую соответствующую ему, т. е. разумную безусловно форму. Для этого нужно воспользоваться всем, что выработано за последние века умом человеческим: нужно усвоить себе всеобщие результаты научного развития, нужно изучить всю философию. Это я делаю и еще буду делать...» .
131 Соловьев B.C. Указ. соч.
Заметим, что, в отличие от славянофилов и западников, Соловьев не идеализирует одну из форм религиозного сознания - западную или восточную. Западные народы, по его мнению, славят «безбожного человека», а восточные - «бесчеловечного Бога». Поэтому он не противопоставляет православие католичеству, а выступает за синтез между ними.
По большому счету, христианство для Соловьева не просто религия, вера, культ, а оно для него идея, социальная доктрина, которая должна быть приведена в соответствие с формой своего выражения и осуществлена в жизни. Это для него то же самое, что идеи раннего христианства, под влиянием которых шло движение Реформации в Европе.
Прожект, который пришел в голову двадцатилетнему Соловьеву, мог прийти, как замечает П.А. Сапронов, в не совсем здоровую голову. «Это надо представить себе, - пишет он, - во всей непреложной ясности, двадцатилетний юноша вознамерился не только сделать веру разумом, представление - понятием, снять религию философией или каким-то другим всеобъемлющим знанием, он еще предполагал преобразовать самое христианство, а вместе с ним и человечество, сделать, наконец-то, что не удалось (получается именно так) его Основателю и его апостолам. Постановка такой задачи отдавала бы безумием, манией величия, если бы Соловьев был религиозно вменяем. Впрочем, и философская вменяемость Соловьева также под вопросом» .
132 Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб., 2000. С. 110-111.
Что же предлагает конкретно Соловьев? Во-первых, объединить все христианские церкви, и прежде всего, католическую и православную. Во-вторых, соединить светскую власть с духовной. Платон, как социальный реформатор, апеллировал к тирану Дионисию. Пророк Магомет должен был сам встать во главе вооруженных людей, чтобы ввести не только новую религию, но и новые социальные порядки. И арабский халифат стал первой в истории теократией.
Конт, как социальный реформатор, который тоже был сторонником своего рода теократии, писал русскому царю-самодержцу, чтобы тот использовал свою власть для преобразования общества на «разумных началах», а когда тот, как умный человек, промолчал, обратился с аналогичным предложением к турецкому султану... Не избежал этой логики и Соловьев: чтобы внедрить в жизнь «разумные начала», необходима неограниченная власть. Кто такой властью обладает? - Естественно, русский царь и папа римский. Но, как говорится, бог троицу любит. Поэтому «вселенская теократия», в конечном счете, у Соловьева выглядит так: Богу-Отцу соответствует римский первосвященник, Богу-Сыну - христианский царь, а Богу-Духу Святому - философствующий пророк (тут Соловьев, видимо, имеет в виду самого себя).
Что касается цели «вселенской теократии», то она, судя по всему, у Соловьева самая благородная, т. е. та самая, которая выражена словами Шиллера - «обнимитесь миллионы» - и положена на музыку великим Бетховеном. Это идея всеобщего человеческого братства. «Вселенская церковь» должна объединить все нации и народы на Земле, ликвидировать эгоизм и вражду между ними, устранить все социальные противоречия. Иначе говоря, это проект Царства божия на Земле, о котором мечтали (и мечтают) христиане, но здесь он соединен с модными в XIX веке идеями социализма и коммунизма. И в таком виде он воплощает идею Богочеловечества.
Но при этом «богочеловечество» Соловьева до боли напоминает «коммунизм» Платона с его сословиями и четким разделением «функций» и «полномочий». Сословно-классовое деление и общественная иерархия в «идеальном» обществе Соловьева сохраняются. И он говорит именно о трех - опять-таки Бог (и Гегель) троицу любит - «основных классах» общества: «народ в тесном смысле - класс сельский или земледельческий по преимуществу, затем класс городской и, наконец, класс лучших людей, общественных деятелей и вождей народа, показателей пути; иначе: село, город и дружина» .
133 Соловьев B.C. Собр. соч. в 10 т. СПб., 1911-1914, Т. 3. С. 413.
Маркс в свое время говорил, что «идеальное государство» Платона есть идеализация египетского кастового строя. Что же идеализирует в своей «вселенской теократии» Соловьев? На этот вопрос трудно ответить определенно. Но российская буржуазно-помещичья самодержавная монархия здесь явно угадывается. И угадывается здесь О. Конт с его «лучшими людьми» и «мудрыми начальниками», которым так радостно подчиняться. Недаром в 1988 году в докладе, прочитанном по поводу столетнего юбилея Конта, Соловьев выразил свое согласие с основами его «позитивной религии».
Общий ход человеческой истории, по Соловьеву, такой, что начинается она с родового общества, затем переходит к национально-государственной форме, а должна закончиться формой универсальной. Родовая форма, это понятно. «Национально-государственная» форма - это то, что называется цивилизацией. А вот «универсальная» - это уже коммунизм, Царство божие на земле, или, по Соловьеву, вселенская теократия. «Нравственное содержание родовой жизни вековечно, - пишет он, - ограниченная форма родового быта неизбежно расторгается историческим процессом при деятельном участии личности» .
В философии Соловьева угадываются контуры философии «общего дела» Н. Федорова: человечество может объединиться только сознательно и только ради значимого для всех людей дела. В противном случае их объединение будет только формальным. «Задача, - писал он, - не в простом соединении всех частей человечества и всех дел человеческих в одно общее дело. Можно себе представить, что люди работают вместе над какой-нибудь великой задачей и к ней сводят и ей подчиняют все свои частные деятельности, но если эта задача им навязана, если она для них есть нечто роковое и неотступное, если они соединены слепым инстинктом или внешним принуждением, то, хотя бы такое единство распространялось на все человечество, это не будет истинным всечеловечеством, а только огромным «муравейником». Образчики таких муравейников были, мы знаем, в восточных деспотиях - в Китае, в Египте, в небольших размерах они были уже осуществляемы коммунистами в Северной Америке. Против такого муравейника со всей силою восставал Достоевский, видя в нем прямую противоположность своему общественному идеалу. Его идеал требует не только единения всех людей и всех дел человеческих, но главное - человеческого их единения. Дело не в единстве, а в свободном согласии на единство. Дело не в великости и важности общей задачи, а в добровольном ее признании» .
134 Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 289.
135 Там же. Т. 2. С. 306.
Правда, под конец жизни Соловьев приходит к осознанию утопичности своей «вселенской теократии». В предисловии к «Трем разговорам о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями» он пишет: «остающиеся у нас ограничения религиозной свободы - одна из самых больших для меня сердечных болей, потому что я вижу и чувствую, насколько все эти внешние стеснения и вредны и тягостны не только для тех, кто им подвергается, но главным образом для христианского дела в России, а следовательно, для русского народа, а следовательно, и для русского государства» .
Утопизм Соловьева заключается в том, что его «вселенская теократия» замешана на идеях либерализма, в том числе и на идее религиозной свободы. Но, простите, какая может быть религиозная свобода в условиях теократии? Христианство, как только оно конституировалось в церковь и стало официальной религией Римского государства, из гонимого тут же превратилось в гонителя и преследователя всяких «ересей». То же было и с исламом. И в последнем случае сложилась самая настоящая теократия. А разве не теократией является государство, где царь - «помазанник», а церковь превращена в государственный департамент?
Все это можно расценить только как реакцию на подъем демократии в России. И именно у Соловьева берет свое начало критика «народолюбия», которая достигнет своего апогея в «Философии неравенства» Бердяева. Причем истоки этого антидемократизма Соловьев находит у Достоевского. «Достоевский, - пишет он, - никогда не идеализировал народ и не поклонялся ему как кумиру» . Это было бы понятно, если бы это было в духе «не сотвори себе кумира». Но Соловьев только тем и занимается, что хочет сотворить себе кумира из христианской церкви. «Уже в «Бесах», - пишет Соловьев, - есть резкая насмешка над теми людьми, которые поклоняются народу только за то, что он народ, и ценят православие как атрибут русской народности. Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет не народ, а Церковь .
136 Соловьев B.C. Указ. соч. С. 638.
137 Там же. С. 304.
138 Там же. С. 300.
Иначе говоря, Церковь затем и нужна, чтобы «спасти» народ. Но это и означает, что народ сам спастись не может: народ греховен, порочен и низок. И это старая, как само христианство, идея «отцов церкви», которую отстаивал одним из первых блаженный Августин.
Проект «вселенской теократии» - это конкретизация идеи Богочеловечества, которой Соловьев занимался в 80-е годы. А в общем виде это идея мировой истории как некоего восхождения. И целью такого восхождения является не отдельный совершенный человек, а некий «всечеловеческий организм». Здесь, еще раз напомним, чувствуется влияние на Соловьева со стороны Конта, у которого человечество, а не человек - подлинная реальность, достигающая состояния абсолюта посредством всеобщего прогресса.
Разница, однако, в том, что «всечеловеческий организм» у Соловьева - это нечто материальное и идеальное одновременно. Здесь опять проявляет себя его мистическая диалектика и стремление свести все воедино. Сравнивая Соловьева с представителями немецкой классики, следует сказать, что, отождествляя идеальное с материальным в идеале Богочеловечества напрямую, он продолжает следовать Шеллингу в противовес Гегелю, у которого связь идеального с материальным всегда опосредована, в частности процессом развития. Именно с этим связаны и главные трудности в трактовке соловьевского идеала, где все со всем сходится, но неизвестно как.
Надо сказать, что и в Христе как цели развития человечества Соловьев сочетает Логос как мужское начало и Софию (Христово тело) как начало женское. И здесь не обойти тему пола, которая играет значительную роль в учении Соловьева в соответствии с настроениями его эпохи. «Тут, - пишет Соловьев по поводу тела и пола, - есть какое-то великое противоречие, какая-то роковая антиномия, которую мы должны во всяком случае признать, если бы даже и не имели надежды разрешить ее. Деторождение есть добро; оно добро для матери, которая, по слову апостола, спасается деторождением, и конечно, также добро для отца, участвующего в этом спасительном деле, добро, наконец, для получающих дар жизни. А вместе с тем также несомненно, что есть зло в плотском размножении...» .
139 Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 228.
Указанная противоречивость Соловьева не случайна. В ней выражается то неустойчивое положение переформированного православия, из которого в конце XIX века было два пути. Один путь - к пантеизму, деизму, лютеранству, т. е. к реформации и, в конечном счете, к атеизму. Другой путь - назад, к язычеству. Второй путь предполагал спасение христианства за счет его частичной самоутраты, и прежде всего, утраты чисто христианского аскетизма с его презрением к телу и полу. Понятно, что в условиях, когда все люди хотят иметь и то, и другое, сохранить верность заветам св. отцов и апостолов уже невозможно.
Характеризуя соловьевское решение проблемы пола, стоит напомнить, что сексуальная озабоченность почти как эпидемия распространилась среди российской интеллигенции. Это знамение времени, когда в начале XX века в России всем захотелось «тела». И все указанное происходило на фоне утраты традиционных нравственных ценностей, освященных христианством. Поэтому почти святого В. Соловьева София интересует не только как Мудрость, но и как женщина. И все творчество В. Розанова вертится вокруг этого. А чем занимались Д. Мережковский с 3. Гиппиус? Их интересовало языческое, опять же, священное скотоложество. И такова, можно сказать, вся культура, а точнее, контр-культура так называемого «серебряного века».
Но нужно все-таки видеть разницу между Мережковским с Гиппиус и их предшественником Соловьевым, у которого апофеоз половой страсти в трактате «Смысл любви» сочетается с крайним аскетизмом. Недаром К.В. Мочульский по этому поводу отмечал: «Любовь должна быть половой, но одновременно бесплотной» . Такого рода идеальный Эрос, по убеждению Соловьева, как раз и должен преобразить нашу телесность.
140 Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1955. С. 180.
В соловьевской теургии, преображающей нашу телесность, как и во всем его учении о Богочеловечестве, есть свои шокирующие моменты. Например, мысль о будущем воссоединении мужчины и женщины в андрогина как некое двуполое существо, в котором идеальное будет преобладать над материальным. Для обычных людей двуполый человек - урод, а для Соловьева - предел мечтаний и переход к Богочеловеку. В этом, конечно, выражается буйство воображения и "далее экзальтированность его натуры. Но, будучи восприимчивым к новациям, Соловьев все же оставался человеком классической эпохи, беззаветно преданным идеальному. Иными оказались его последователи.
Теперь уже ясно, что вся религиозная философия «серебряного века» вышла из Соловьева и Достоевского, как русская литература из гоголевской «Шинели». Но шли они, при всех своих субъективных заявлениях, в обратном направлении от христианства к гностицизму, зороастризму, иудаизму и прочее. При этом их поиск «Третьего Завета» и «нового религиозного сознания» не понять без ницшеанства.
Развитием соловьевской софиологии, идей всеединства и Богочеловечества в начале XX века занимались Д. Мережковский, Л. Карсавин, С. Франк, П. Флоренский, С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и др. Мы остановимся на творчестве двух последних, у которых наиболее явно видна взаимообусловленность русской и европейской философии в XX веке.

Термин «теократия» впервые был употреблен римским историком еврейского происхождения в I веке нашей эры. Он использовал это слово в своей работе «Против Аппиона», где спорил с известным грамматиком той эпохи. Хотя Флавий был римским поданным и даже взял свою фамилию в честь императора, он знал только греческий язык, на котором и писал своим произведения.

Отсюда и этимологические корни термина. Первая половина слова переводится как «бог», вторая - «править». Таким образом, можно сделать вывод, что теократия - это форма государственного управления, при котором верховный правитель имеет как государственную, так и религиозную власть.

Основные положения

Часто правитель получает статус наместника Бога на территории, которой он управляет. Но это не единственное определение. Другая трактовка термина подразумевает, что верховное лицо само является Богом.

Теократия - это способ античного, а потом и средневекового общества объяснить мироздание. Во взглядах каждого народа большую роль играла религия. Это было настолько важно, что ни одна власть не считалась легитимной, если она не была дана богом или пантеоном божеств в случае язычников.

Теократия, клерикализм и секуляризм

Понятие теократии тесно связано с клерикализмом. Это политическое движение внутри государства, которое стремится укрепить права и значение духовенства. По большому счету теократия является высшей мерой клерикализма. Этот термин чаще используется в описании именно современного общества в противовес традициям, существовавшим в античности и средневековье. Сегодня клерикализм осуществляется не столько с помощью религиозных организация (например, церкви), сколько посредством политических инструментов - общественных движений и партий.

Вопреки этому течению существует обратное явление - секуляризм. Согласно данной концепции, государство и религиозные организации должны существовать обособленно друг от друга. Принципы секуляризма закреплены в законах и конституциях множества светских государств, где нет официального вероисповедания. Один из самых ярких и значимых примеров воплощения данной концепции в жизнь имел место сразу после революции 1917 года, когда пришедшие к власти большевики лишили церковь имущества и отделили ее от чиновничьего аппарата. Основоположником идеи секуляризма считается Эпикур, который в своих философских обличениях спорил со служителями культа древнегреческих богов.

Примеры теократий

Первой теократией было названо государство иудеев, когда этот термин ввел Иосиф Флавий для описания власти у своего народа. Однако хронологически и раньше существовали монархии с религиозным правлением. Таким было и египетское царство, где титул фараона означал наместничество Бога на земле. Схожий принцип можно обнаружить в Римской империи, где императоры признавались богами. Большая их часть - это страны монархии. Список можно продолжить исламскими калифами, которые также считались главами всех мусульман-суннитов.

Исламская теократия

Среди остальных мусульманская теократия отличается особенным вниманием к исполнению божественных законов. Правила шариата, зафиксированные в Коране, являются обязательными для исполнения для каждого. Прежде такие государства звались халифатами. Первый из них был основан еще пророком Мухаммедом в VII в. После чего его преемники распространили власть ислама на территории Ближнего Востока, северной Африки и даже Испании.

Однако с тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, например, в Иране и Саудовской Аравии до сих пор все суды основываются на законах Корана. Персы являются шиитами, а их религиозный глава имеет больше прав, чем президент. Например, он назначает множество влиятельных министров, в том числе отвечающих за оборону государства.

В Саудовской Аравии политическая форма правления является правопреемницей халифата. Монарх имеет а за нарушение законов шариата человеку может грозить смертная казнь.

Буддисты

Специалисты часто спорят о том, что такое теократия. Определение имеет множество трактовок. Одна из них нашла свое отражение в буддистах. Пример - Центральная тибетская организация, которая во многом копирует черты предыдущего государства тибетских монахов. С середины XX века его администрация находится в изгнании после вторжения Китайской народной армии.

Однако духовный лидер тибетских буддистов - Далай-лама - имеет огромный авторитет среди своей паствы, рассеянной по всему миру. Люди считают его воплощением Бога на земле, что роднит данную систему с исламской и некоторыми другими.

О граде божьем

Христианская традиция заложила основы теократии в трактате «О граде Божьем». Он был написан в V в. богословом Аврелием Августином. И хотя в своем труде он не использует сам термин, но описывает тот же принцип на собственном примере. Согласно ему, теократия - это град Божий, где вся жизнь устроена по закона Завета.

Его жители не нарушают заповеди и живут в гармонии. Паралельно с этим существует еще и град Земной. Он является противоположностью своего Божьего отражения. Законы внутри него определяются самими людьми, которые в приступе гордости решили, что могут жить не по христианской традиции. Иначе говоря, они отреклись от Бога. Согласно Августину, в зависимости от выбора града человек после смерти будет судим на страшном Суде. Все, кто отреклись от небесных законов, попадают в ад, в то время как избравшие град Божий отправляются в рай.

Произведение было написано вскоре после того как Рим был захвачен и разграблен готами, что усилило фаталистические настроения автора. Там же Аврелий Августин рассуждает о светской власти. Она дана богом, а это значит, что люди должны подчиняться ей. Этот принцип будет использован императорами спустя несколько веков.

Ватикан

Современная христианская теократия - это Ватикан. Это самое маленькое государство в мире. Оно является независимым и управляется Папой Римским, который считается духовным отцом всех католиков.

До 1929 года на его месте была Папская область, которая в свои лучшие годы в XIX веке занимала половину современной Италии. Это классическая теократия. Власть считается данной от Бога. Суверенитет над Ватиканом определяется Святейшим престолом, которым и обладает Папа Римский. Кроме того, он еще является и главой Католической Церкви.

Власть над ней является не просто юридической, а полной и независимой от чьей-либо воли. Папа Римский избирается на пожизненный срок конклавом - собранием главных церковных кардиналов. Процедура выбора закреплена с XIII века.

История Папства

Это вид древней формы правления. Таблица, рассказывающая о периодизации может включать в себя множество этапов. Сначала это были главы закрытых сообществ, когда христиане преследовались римлянами и поклонялись своему богу, находясь в глубоком подполье. И только в IV веке признал религию, и Папа получил влияние. Однако тогда оно распространялось только на паству. А вот с падением светской власти в Европе институт понтификов получил огромное значение, так как это был единственный легитимный христианский титул на тот момент. Влияние папства распространялось на все западноевропейские страны монархии. Список королей, которые считались на ступеньку ниже понтифика, был велик - он включал в себя десяток имен.

Это были своеобразные формы правления власти. Королевские титулы считались младшими по сравнению с папским. Европейские правители подчинялись и прислушивались к Святому Отцу, особенно в случае возникновения конфликтов друг с другом. Папы распространяли влияние всей Церкви на языческие территории, призывая своих королей на крестовые походы, самый известный из которых закончился возвращением Иерусалима.

Борьба за инвеституру и Реформация

Современное положение дел в христианстве существует не так давно. До этого власть Пап оспаривалась многочисленными религиозными течениями и даже светскими правителями. Тут речь идет в первую очередь о борьбе за инвеституру в XI - XII вв.

Проблема касалась тогдашней формы правления. Таблица средневекового общества может описать нам несколько классов: крестьян, торговцев, феодалов. Последние тоже имели свою лестницу, наверху которой был император Священной Римской Империи (охватывала в основном территорию современной Германии). Однако параллельно существовал клир, который действовал от имени бога. Его главой был Папа. Политическая власть последнего распространялась почти на всю раздробленную Италию.

Спор между двумя классами общества и двумя титулами за право быть главенствующим продолжался несколько десятилетий. По сути, это был спор о том, каким будет государство - светским или теократическим.

В конце концов, католический клир одолел императорскую власть, однако его верховенство продолжалось не так долго. С началом Возрождения и развитием науки в христианстве появилось движение протестантов, отрицающих главенство Папы и теократическую идею Европы (движение Реформации). После тридцатилетней войны они охватили половину континента. Тогда теократия потеряла шанс стать основой власти в Европе.

Теократия в России

Когда наша страна была монархией, князь или царь считался наместником Бога (помазанником). В то же время существовал титул патриарха, который позже был заменен на подчиненный власти Синод. Таким образом, российский правитель хоть и не напрямую, но контролировал Церковь.

В XIX веке существовавшая политическая форма правления критиковалась многими мыслителями и писателями. Например, Церковь критиковалась Львом Толстым, за что он даже был отлучен от паствы. А вот предлагал объединить католические и православные институты. Это бы означало возникновение всемирной христианской теократии. Она бы объединила две самые большие паствы в мире, расколотые еще с 1054 года.

С появлением советской власти произошла секуляризация и отторжение Церкви от государства. Современная Российская Федерация является светским государством, где существует свобода вероисповедания, и ни одна религиозная организация не имеет исключительного статуса.